09 августа 2001 г. |
Бутан
Тундрел на заре В течение всех пяти дней жители городов и деревень стекаются по утрам в многочисленные величественные монастыри, где, собственно, и проходит праздник. Совместные молитвы перемежаются лекциями-проповедями, где каждый может задать ламе любой вопрос и он не останется без ответа. Но главное праздничное действо — это танцы монахов в красочных костюмах, изображающих богов, демонов, сверхъестественных существ и животных. “Цечу” — это буддийский закон (дхарма), и театрализованные танцы рассказывают, как гуру-ринпоче устанавливал “Цечу” в Бутане. Монахи не просто танцуют, они “перевоплощаются” в своих персонажей и, находясь в трансе, испытывают “пробуждение к истине”. Не случайно посетившие этот праздник говорят о необыкновенной энергии, исходящей от медитирующих в танце монахов. В последний, самый главный, день праздника перед восходом солнца выносят тканое изображение гуру-ринпоче — тундрел. Считается, что тот, кто до рассвета увидел его, испытывает просветление. С первыми лучами солнца тундрел убирают до следующего праздника. В отличие от
других восточных стран, сделавших свои
ритуалы приманкой для иностранцев,
бутанские праздники и особенно Паро-цечу не
предназначены для туристов. Сейчас, правда,
приезжим разрешают участвовать в празднике,
но требуют неукоснительно соблюдать
ритуалы. В этой горной стране,
изолированной от остального мира, все
главные события традиционно связаны с
монастырскими обрядами: все бутанцы хоть
небольшую часть своей жизни должны
провести в монастыре. Там они впитывают
освященную веками философию буддизма,
привыкая к повседневным буддийским
ритуалам. В монастырские праздники, ставшие
частью жизни всей страны, жизнерадостные
бутанцы-миряне привносят яркость и
праздничность. Главное в Паро-цечу —
атмосфера, которую способны создать и
поддерживать только те, кто с детства
впитывал здешние верования, традиции и
взгляды на жизнь. |
|